Историческая справка о ПТД 5
Противотуберкулезный диспансер №5 ранее располагался в здании Дачи Безбородко («Кушелевской дачи»), памятнике архитектуры федерального значения. В 90-е годы прошлого века, при приведении в порядок и передаче прав собственности, работникам тубдиспансера пришлось объяснить на каком основании они владеют данным зданием, когда они в его въехали, где соответствующие документы. И хотя здание больницы, располагавшейся на месте диспансера, относится к концу XIX века века, необходимых документов не было, поэтому пришлось обратиться к историческим архивам. В результате этого диспансер отстоял сове помещение.
Местность, где от Свердловской набережной отходит Пискаревский проспект, называется Полюстрово. Она была заселена ещё до основания Санкт-Петербурга. В ХVII веке здесь находились крепость Ниеншанц и город Ниен, принадлежавшие шведам. Место, на котором стояла крепость, было выбрано не случайно: левобережье излучины Охты —ближайший к морю участок, не затопляемый даже вовремя катастрофических наводнений, которые периодически случались на Неве. Ниен по тем временам был крупным городом, в нем насчитывалось более четырехсот податных дворов, а значит, количество капитальных домов было ещё большим — в число «дворов, не входили казенные здания, дома дворян и духовенства, да и сам «двор» зачастую включал в себя несколько капитальных построек. Примерно в районе расположения Дачи Безбородко карта 1698 года показывает шведскую усадьбу с садом коменданта крепости Ниеншанц. Крепость Ниеншанц была взята Петром 1 после недельной осады в 1703 году в ходе Северной войны. Ниен был переименован императором в Шлот6ург. Долгое время считалось, что в 1704 году крепость была срыта, однако, если верить имеющимся документам н картам, это не совсем так. Крепость и оба её кронверка были сохранены, в левобережном кронверке расположился Смоляной двор. Как минимум до года сохранялись и внешние укрепления Шлотбурга. Так или иначе, но доподлинно известно, что в первой трети ХVII века территорию будущей дачи Безбородко на правом берегу Невы занимал обширный «казенный сад ея величества". С запада сад граничил с Казачьей слободой, с востока - с Охгенской слободой.
В 1770 году «казенный сад ея величества» был пожалован Екатериной II одному из ее приближенных, активнейшему участнику дворцового переворота в пользу императрицы в 1762 году, Григорию Николаевичу Теплову. Эту дату можно считать началом «екатерининского и периода существования «Полюстрова». Данный период справедливо считается созидательным; именно тогда был создан замечательный пригородный дворцово-парковый ансамбль эпохи строгого классицизма.
По мнению историков архитектуры, первоначальный дом в имении (средняя, с двумя круглыми башнями, часть существующего здания) был построен в 1773-1777 г. гениальным русским зодчим В. И. Баженовым. После смерти Г. Н. Теплова его сын в 1782 году продал усадьбу Полюстрово канцлеру князю А. А. Безбородко - богатейшему екатерининскому вельможе, который своим влиянием уступал только Г.А.Потемкину. Канцлер любил повторять, что «при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». А. А. Безбородко заказал перестройку и расширение дома известному итальянскому архитектору Д. Кваренги, очень популярному при Екатерине II - приблизительно в это же время мастер работал над строительством здания Академии наук, колокольни Владимирского собора, Эрмитажного театра.
Баженовский дом итальянский архитектор увенчал фронтоном и окружил двумя колоннадами, которые завершались двухэтажными флигелями. Была построена гранитная пристань с гротом, уступами поднимающаяся от Невы. С южной, береговой стороны, композиция загородного дворца А. А. Безбородко представляла собой грандиозный амфитеатр, который, по словам владельца, «у всех верх взял». В те времена визуальную связь дама с парадным двором и невского простора не нарушала проложенная в ХIХ веке Полюстровская (сейчас Свердловская) набережная и вид усадьбы со стороны Невы представлял поистине великолепное зрелище.
Парк, расположенный с северной стороны дома тоже подвергся перепланировке и значительно расширился. основу его композиции составили две аллеи - проложенная перпендикулярно берегу Невы почти через всю территорию имения и параллельная берегу, расположенная невдалеке от дворца. На «сетку из главных, взаимно перпендикулярных аллей накладывалась система прудов, островков, проток, дорожек, решенная в пейзажном стиле. Из мест пересечения главных, прямых аллей дорожки расходились во все концы парка. Главными водными сооружениями парка были обширный пруд с островом в западной половине парка и большой пруд с тремя островками в юго-восточной части.
По проекту Д. Кваренги в парке были построены два павильона — Руина и 1 2-тиколонная, ротонда с куполом. Внутри последней рас полагалась 4-метровая бронзовая статуя Екатерины II в образе богини плодородия Кибелы.
По замечанию современника, павильоны, а «также и сей сад по похвальному обычаю наших знатных господ отворен во всяко время всем порядочно одетым людям».
Дача канцлера была местом проведения роскошных пиров, поражавших изобилием блюд и изысканностью стола. Здесь А. А. Безбородко не раз встречал императрицу, заезжавшую к своему любимцу во время прогулок на катерах по Неве. Его постоянными гостями бывали Г.Р. Державин и В. В. Капнист, автор известной в то время комедии в стихах «Ябеда. Обладая
высоким художественным вкусом, А. А .Безбородко собирал произведения искусства, многие из которых украшали залы его загородной резиденции.
В 1799 году А. А. Безбородко умирает и владельцем усадьбы становится его брат Илья Александрович. Со смертью последнего род Безбородко прервался, поэтому внуку всесильного канцлера А. Г. Кушелеву, «в уважение к отличному служению князя Безбородко, на пользу и славу отечества всю жизнь посвятившего», высочайше было разрешено именоваться графом Кушелевым-Безбородко.
С деятельностью Александра Григорьевича и его сына Григория Александровича Кушелевых-Безбородко связан второй значительный период в существовании имения Полюстрово, пришедшийся на середину ХIХ века. Этот период можно назвать курортным, т.к. Кушелевы-Безбородко сумели превратить свой парк в одно из самых популярных мест отдыха и водолечения в Санкт-Петербурге.
Источник целебной железистой воды, названном по наименованию местности полюстровской, был открыт в 1718 году петровским лейб-медиком Арескиным. По преданию, Петр I лично приезжал к источнику испить минеральной воды. Однако, только с переходом усадьбы к новому графу минеральные источники приобрели и популярность.
По распоряжению А Г. Кушелева-Безбородко от источников железистой минеральной воды в створе главной парковой аллеи был устроен открытый водовод, выложенный булыжным камнем, который сохранился вплоть до 1940-х годов. Для водолечения, ставшего необычайно популярным в ХIХ веке, в центральной части парка были построены деревянные павильоны: с ваннами, танцевальный, для прогулок в ненастные дни, библиотека, кегельбан, также были устроены фонтанчики с минеральной водой.
В парке регулярно устраивались праздники с фейерверками, запусками воздушных шаров, для выступления приглашались артисты и гимнасты. Неотъемлемой частью парка стала музыка, в 1840-х годах здесь было создано Общество полюстровских балов.
На большом пруду был выстроен каменный павильон, подобный Розовому или Царицыну в Петергофе. Предполагается, что автором этого павильона стал известнейший петербургский зодчий А. И. Штакеншнейдер (главное его создание - Мариинский дворец, сейчас - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга). Павильон до 2003г. павильон располагался на закрытой территории завода «Россия». Сейчас на этом месте строится бизнес-квартал Полюстрово, а о судьбе павильона ничего не известно. Вероятно, это и есть тот павильон, который в середине ХIХ века называли «Тиволи».
В это же время флигели особняка соединили друг с другом оригинальной оградой, отделяющей палисадник от набережной, к сожалению, автор ограды неизвестен. Она представляет собой скульптуры двадцати девяти одинаковых чугунных львов, держащих в зубах чугунные цепи. Все львы сидят на квадратных пьедесталах, под которыми расположен фундамент из пудожского камня. В Петербурге много скульптур Львов, но в основном это сторожевые львы, держащие лапу на шаре. В таком большом количестве львы находятся только Здесь.
Щедрый меценат, камергер и сенатор, А Г. Кушелев-Безбородко постоянно пополнял доставшуюся ему по наследству картинную галерею. Очень скоро он стал обладателем одного из известнейших в Европе собраний живописи разных эпох и школ, причем каждый петербуржец и гость столицы могли по определенным дням бесплатно осмотреть коллекцию. Граф, ценивший живопись, также отводил большое значение оформлению интерьеров дворца. Наиболее красивыми залами считались Белая, Золотая и Голубая гостиные, гостиная «Саксонского фарфора и Большой кабинет.
Графа окружали незаурядные люди, так в ежедневных литературномузыкальных концертах на его даче принимали участие Н. В. Кукольник, М. И. Глинка, К. И. Брюллов и другие видные деятели русской культуры того времени.
Эту традицию продолжил его старший сын, к которому перешло имение после смерти А. Г. Кушелева-Безбородко в 1855 году. Граф Григорий Александрович снискал известность как благотворитель и литературный деятель. Он основал журнал «Русское слово, «Шахматный листок", на его средства были изданы «Памятники старинной русской литературы», стихотворения А. Майкова, повести Л. Полонского, сочинения Л. Мея и пр.
В полюстровском доме подолгу гостили поэты и литераторы: А. Ф. Писемский, Д. И. Григорович, В. В. Крестовский, А. В. Дружинин, Л. А Мей, В. С. Курочкин и многие другие.
Ярким эпизодом в истории Полюстрово стало пребывание в усадьбе Александра Дюма-отца. Писатель познакомился с графом в Риме в 1857 гаду. В следующем году А. Дюма предпринял большой вояж с севера на юг России, отравным пунктом которого стал Санкт-Петербург. Интересно, что для путешествия А. Дюма занял у Г. А Кушелева-Безбородко большую сумму денег, за которую позже рассчитался романом.
Процветавший на протяжение более чем 30 лет курорт Полюстрово был уничтожен пожаром в конце июня 1868 году, а через два года умер Г. А Кушелев-Безбородко.
Имение перешло к сестре графа Л. А Мусиной-Пушкиной. Типичный для второй половины ХIХ века процесс дробления больших помещичьих владений на дачные участки затронул и имение Кушелевых-Безбородко. В 1874 гожу владелица продала северную часть парка с частью большого пруда. Позднее здесь была построена канатная фабрика. Некоторое время спустя еще 20 участков имения были проданы акционерному обществу пиво-медоваренного завода. Самая северная территория имения, где находился источник минеральной воды, была продана князю С. С. Абамелек-Лазареву, который организовал широкую продажу разлитой в бутылки воды.
В 1880-х годах дача Кушелевых-Безбородко была продана купцу, почетному гражданину Брусницыну.
С приобретением в 1896 году Кушелевской дачи Елизаветинской общиной сестер милосердия начался третий период ее истории. Этот период связан с функционированием на территории усадьбы медицинских учреждений. Для барачной больницы сестринской общины были построены пять каменных и деревянных павильонов, каменный дом для проживания сестер и врачей (к северо-востоку от дачи), а также каменная церковь во имя св. целителя Пантелеймона (1899-1901, архитектор А. В. Кащенко, сохранилась в перестроенном виде). В связи с этими перестройками прилегавшая к усадебному дому территория парка была перепланирована, до наших дней сохранилась только часть главной осевой аллеи. В главном здании была перестроена парадная лестница, также подверглись переделке фасады боковых флигелей. Вероятно, в тот же период были изменены колоннады.
Деятельность больницы и амбулатории при ней (располагавшейся в усадебном доме) имела очень большое значение для рабочего населения Охтенской Выборгской части. Врачи и сестры трудились добросовестно и самоотверженно, с неугасаемой заботой о малоимущих больных людях. Медицинская помощь здесь оказывалась преимущественна бесплатно.
После Октябрьской революции 1917 года здание дачи Кушелевых-Безбородко перешло в ведение Губздрава, в нем была организована больница им. К. Либкнехта туберкулезного профиля. Ее преемником стал противотуберкулёзный диспансер Калининского района.
В годы советской власти здание понесло существенный урон. Так, в 1930-1940-е годы были сняты вазы с балюстрад на колоннадах, демонтирован балкон паркового фасада. В 1960-1962 годах здание дачи КушелевыхБезбородко было реконструировано и реставрировано. Автор проекта - архитектор В. С. Шерстнев. Во время этой реконструкции были снесены внутренние перекрытия, ушли в небытие мраморная лестница с кованными перилами, витражи, бра, люстры камины, дубовые двери, паркет, и таким образом от внутреннего убранства дворца ничего не осталось. По иронии судьбы Постановлением Совета Министров РСФСР от З0.08.1960 г. №1327
дача Кушелевых-Безбородко была включена в число памятников архитектуры всесоюзного значения. Сейчас она является памятником федерального значения, в соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995г. №176. Еще не так давно на территории Калининского района находились три важных памятника архитектуры, что для промышленного района
немало. Помимо дачи Кушелевых-Безбородко были еще дачи Дурново 1785-86 г. (Свердловская набережная, 22), дача Бенуа начало ХХ века (участок между нынешними проспектами Науки, Светлановским и Тихорецким и улицей Веденеева). Оба здания из-за несоответствующего использования сгорели и восстановлению не подлежат. Даче Кушелевых-Безбородко пока удалось избежать этой печальной участи.
Летом 2017 года Противотуберкулезный диспансер №5 переехал в новое современное здание. Фасад дачи Кушелевых-Безбородко нуждается в реставрации. Очень хочется верить, что эта реставрация не будет похожа на проведенную в 60-е гот ы прошлого столетия, и мы еще сможем полюбоваться прекрасным панорамным видом этого выдающегося памятника архитектуры.